Яндекс.Метрика
+7 (495) 646-29-36 пн - пт: с 9-00 до 18-00 Мы перезвоним!
Обратный звонок
  1. Ваше имя(*)
    Неверный Ввод
  2. Телефон(*)
    Неверный Ввод
  3. (*)
    Неверный Ввод
г.Москва, Кутузовский проспект, д. 36, стр. 3, подъезд 3, офис 308 М Парк Победы, Кутузовский проспект   карта проезда

АКТУАЛЬНО! Новый Кодекс Административного Судопроизводства РФ

15 сентября 2015 года вступит в силу новый Кодекс Административного Судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (далее – КАС РФ), основная цель которого - обеспечить равенство в административном процессе между гражданами и государственными органами.

Данный кодекс будет регулировать порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений (обжалование действий и бездействия госорганов, их должностных лиц, нормативных актов).

Одновременно со вступлением в силу КАС РФ некоторые существующие положения раздела II подраздела III, глава 22.1 ГПК РФ утратят силу.

Административные дела будут рассматриваться Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции, кроме мировых судов.

Среди них, в частности:

  • об оспаривании нормативных правовых актов и решений, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и служащих;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) НКО, наделенных публичными полномочиями, в том числе СРО;
  • о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (например, налогов);
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (далее – избирательные права);
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (по делам судов общей юрисдикции);
  • о приостановлении деятельности, ликвидации, запрете общественных объединений, НКО, исключении сведений о них из государственного реестра, о прекращении деятельности СМИ;
  • о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания в таком учреждении;
  • о госпитализации граждан в медицинские организации в недобровольном порядке и ряд других.

 

При этом административные дела, вытекающие из предпринимательской или иной экономической деятельности, а также связанные с интеллектуальными, патентными правами и тому подобные будут по-прежнему рассматривать арбитражные суды и суд по интеллектуальным правам.

Также в части судопроизводства по делам об административных правонарушениях, по прежнему будут применяться нормы АПК РФ и КоАП РФ.

Сторонами в административном процессе будут являться административный истец и административный ответчик. Процессуальное положение этих лиц практически идентично статусу сторон в гражданском процессе, но есть и ряд нововведений. Введена норма о коллективных административных исках граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц. Также закреплено положение о коллегиальном рассмотрении дел. Особенно сложные административные споры уже в суде первой инстанции подлежат рассмотрению в коллегиальном составе.

Появилась возможность использовать новые технологии – направлять, представлять и получать электронные документы по административному делу по СМС или электронной почте, а также право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц – связи.

Кроме того, появилась возможность рассмотрения административного дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства – без проведения устного разбирательства и присутствия сторон в зале заседания. Судом исследуются только доказательства в письменной форме (например, отзыв, объяснения и возражения на иск, заключение прокурора).

Помимо этого, предусмотрено обязательное требование к лицам, которые могут быть представителями в суде. Одно из наиболее важных – это наличие высшего юридического образования представителей. Важно отметить, что по ряду дел, таких, например, как об оспаривании нормативных актов, участие представителя является обязательным. В случае несоблюдения этого требования заявление может быть оставлено без движения, возвращено, а действующее производство – приостановлено. Исключение составляют случаи, когда гражданин имеет высшее юридическое образование и ведет дело сам.

Суд, при рассмотрении административного дела, активно участвует в административном процессе и наделен правом истребовать доказательства по собственной инициативе, а также, если это необходимо, выходить за пределы заявленных требований. Кроме того, суд получит право не утвердить соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону, либо взаимные уступки недопустимы или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

Введены меры процессуального принуждения, характерные, скорее не для гражданского, а для уголовного судопроизводства. Так, например, к любому лицу, участие которого в деле обязательно может быть применено обязательство о явке, выражающееся в письменном обязательстве лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание и сообщать о перемене места жительства или места пребывания (нахождения). В качестве более жесткой меры, в том числе в случае нарушения обязательства о явке, к любому лицу может применяться привод силами судебных приставов. Из других мер процессуального принуждения, предусмотренных КАС РФ, можно выделить ограничение выступления или лишение участника процесса слова, предупреждение и удаление из зала судебного заседания и штрафы.

Увеличиваются сроки подачи и рассмотрения некоторых исков.

Так, увеличивается срок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов судами общей юрисдикции с одного до двух месяцев, а также общий срок рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействий) государственных и муниципальных органов, иных органов, организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих – месяц вместо 10 дней.

По общему правилу сроки обжалования действия (бездействия) должностных лиц составляют 3 месяца с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав или свобод, а по делам о публичных мероприятиях срок для обжалования – 10 дней с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.

Ограничено право на обжалование результатов выборов. Гражданин имеет право оспаривать решения, действия и бездействие государственных и муниципальных органов, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, но согласно нормам КАС РФ, только в том случае, если были нарушены именно его права. Аналогичная практика применяется и в отношении членов избирательных комиссий, наблюдателей, кандидатов, доверенных лиц. Предъявлять иски в связи с нарушением избирательного законодательства РФ смогут только избирательные комиссии и прокурор. Последний также получит право обращаться в суд в защиту избирательных прав граждан России.

Отдельное внимание уделено вопросам приостановления деятельности, ликвидации и запрета деятельности НКО, политических партий, религиозных организаций и прочих общественных объединений и прекращении деятельности СМИ. Для рассмотрения таких заявлений установлен специальный срок – в течение одного месяца со дня принятия административного искового заявления о приостановлении деятельности к производству суда.

В кодексе подробно изложены положения об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривать дела в качестве суда первой инстанции будут высшие суды субъектов РФ. Обращаться с подобным административным иском смогут граждане и организации, государственные и муниципальные органы. Срок исковой давности- 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости.

Заказ услуги
Ваше имя

Неверный Ввод
Электронная почта (*)

Поле не заполнено
Телефон

Неверный Ввод
Расскажите, что вас интересует:

Неверный Ввод
CAPTCHA(*)
CAPTCHA
Неверный ввод

Заказать услугу
  1. Ваше имя(*)
    Неверный Ввод
  2. Телефон(*)
    Неверный Ввод