Возмещение ущерба по страховым случаям
В жизни каждого из нас могут возникнуть ситуации, когда страховой случай становится поводом для спора со страховой компанией. Независимо от того, сталкиваетесь ли вы с отказом в выплатах, недобросовестной оценкой ущерба, задержкой в получении страхового возмещения или иного нарушения страхового договора, важно помнить, что у вас есть право на защиту своих интересов.
И хотя масштабные реформы в области страхового бизнеса, начавшиеся в 2012 году, расширили права страхователей в связи с распространением на данные отношения Закона «О защите прав потребителей», зачастую страховые компании то ли по старой памяти, а то ли уверившись в своей безнаказанности, отказываются платить, или их выплата существенно ниже реальной стоимости ущерба.
Кроме этого политика, направленная изначально на защиту прав страхователей, привела к небывалому росту судебных споров по защите прав потребителей, которые в результате породили рынок автоюристов. Иногда по договору цессии, а иногда и просто воруя данные страхователей, автоюристы, обещая страхователям восстановления их прав, на деле забирали практически весь объем страхового возмещения и выплат по судам себе.
Защита прав через Финансового уполномоченного
Для урегулирования отношений на рынке страхования часть функционала по разрешению споров была передана по Федеральному закону от 04.06.2018 № 123-ФЗ вновь созданному институту Финансового уполномоченного.
На сегодняшний день, если стороной спора является физическое лицо, а другой стороной страховая компания, имеющая действующую лицензию по виду страхования, все разногласия должны проводится в досудебном урегулировании спора с участием финансового уполномоченного.
При этом статья 15 Федерального закона № 123-ФЗ ограничивает сферу деятельности финансового уполномоченного при рассмотрении обращений граждан:
- в отношении страховых компаний, оказывающих услуги только по медицинскому страхованию, и иностранных страховых компаний, а также иных компаний, не включенных в реестр финансовых организаций, обязанных организовывать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг;
- по размеру взыскания денежных сумм по страховому возмещению свыше 500 000 рублей, за исключением споров по ОСАГО и пенсионному страхованию, лимит по которым не установлен;
- сроком 3 года с момента выявления потребителем финансовых услуг нарушения права.
Право на обращение в суд у потребителя страховой услуги не ограничивается, но реализовать его возможно только после обращения к финансовому уполномоченному. Если потребитель (физическое лицо) не удовлетворен его решением, то приложив данное решение к материалам искового заявления, потребитель сможет реализовать защиту своих интересов уже с помощью суда.
Для обращения к финансовому уполномоченному необходимо предварительное обращение к страховщику в претензионном порядке. Федеральным законом № 123-ФЗ предусмотрен возврат обращения, если к обращению не приложено доказательство вручения страховщику такой претензии (направления надлежащим способом).
Стоимость услуг по досудебному и судебному урегулированию споров со страховыми компаниями
Услуга |
Стоимость (без учета НДС)* |
Составление претензии в страховую компанию, подготовка и проверка комплекта документов |
От 25 000 рублей |
Составление обращения к финансовому уполномоченному подготовка и проверка комплекта документов |
От 30 000 рублей |
Составление искового заявления / отзыва на исковое заявление |
25 000 рублей |
Представление интересов граждан в суде общей юрисдикции (1 заседание) |
25 000 рублей |
*без учета стоимости госпошлины и услуг финансового уполномоченного